На главную | Из истории фотографии | Фотографы | Галерея | Статьи | Ссылки | Как связаться
Из истории фотографии>

 

I. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ФОТОГРАФИИ
Фотография (фото - свет, графа - рисую, пишу - греч.) - рисование светом, светопись - была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдаленные времена.
1. КАМЕРА-ОБСКУРА
С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде.

Схема камеры-обскуры (старинный рисунок)

Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных зрительных труб и оптических приборов.
Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира.

Камера-обскура для механической зарисовки предметов внешнего мира

Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название "махина для снимания першпектив", сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов.

Это была "фотография до фотографии". Труд рисовальщика был упрощен. Но люди- думали над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать "световой рисунок" в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в XVIII веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.

2. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693-1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687-1744). Занимаясь в 1725 г. составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием .солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома,
На несомненную связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света впервые указал в 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785-1822). Он установил влияние температуры на поглощение и излучение света, причем доказал, что понижение температуры увеличивает поглощение, а повышение температуры увеличивает излучение света. В своих сообщениях Гротгус четко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Это положение со временем, уже после открытия фотографии, стало первым, основным законом фотохимии.
Независимо от Гротгуса ту же особенность установили в 1842 г. английский ученый Д. Гершель (1792-1871) и в 1843 г. американский профессор химии Д. Дрейпер (1811 - 1882). Поэтому историки науки основной закон фотохимии называют ныне законом Гротгуса - Гершеля - Дрейпера.
Для понимания и удовлетворительного объяснения этого закона важную роль в дальнейшем сыграла теория Планка, согласно которой излучение света происходит прерывисто определенными и неделимыми порциями энергии, называемыми квантами.

II. ПЕРВЫЕ В МИРЕ СНИМКИ
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети прошлого столетия. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787-1851) и англичанин Вильям Фоке Генри Тальбот (1800-1877). Их и принято считать изобретателями фотографии.
1. СНИМОК НЬЕПСА
Ньепс первым в мире закрепил "солнечный рисунок". Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещенных местах затвердевает. На незакрепленных и неосвещенных местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской.

Первый в мире гелиографический снимок Ньепса. Выполнен в 1826 г.

Снимок он так и назвал - гелиография (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка началась фотография.
2. СНИМОК ТАЛЬБОТА
В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома.

Первый калотипный снимок Тальбота. Выполнен в 1835 г.

Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа.
Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съемки изобретатель назвал калотипией, что означало "красота". Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.

3. СНИМОК ДАГЕРА
Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. От оптика Шарля Шевалье, создавшего впоследствии объектив для дагеротипной камеры, он узнал, что Ньепс получил первые обнадеживающие результаты. Дагер заключил с Ньепсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением. Однако в 1833 г. Ньепс умер.
Дагер настойчиво продолжал начатое дело и в 1837 г. открыл надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на очувствленнои к свету серебряной пластинке.
Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры.

Первый дагеротипный снимок Дагера. Выполнен в 1837 г.

Этот снимок Дагер передал потом де К.айэ - хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо про-работались детали рисунка как в светах, так и в тенях.
Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем - дагеротипия - и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго.
На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что "отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего". Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.
В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.

4. СНИМКИ ФРИЦШЕ
В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. В Академии наук СССР хранятся материалы, свидетельствующие о том, что русские ученые не только проявили живой интерес к факту открытия фотографических процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.
В 1839 г. академик И. X. Гамель (1788-1862) отправился в Англию. Там он познакомился с В. Таль-ботом и его изобретением. В мае - июне 1839 г. Гамель прислал в Петербург снимки с описанием способа Тальбота. Затем прислал аппарат и снимки по способу Ньепса и Дагера. Впоследствии Гамель получил от родственников Ньепса 160 документов по истории изобретения фотографии - письма Нисефора Ньепса, Дагера, Исидора Ньепса и других. Переписка эта хранится в архиве Академии наук СССР. В 1949 г. она была издана в виде книги ("Документы по истории изобретения фотографии" под редакцией члена-корреспондента АН СССР Т. П. Кравца).
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808-1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.

Один из снимков выполненных в России академиком Фрицше. Май 1839 г.

23 мая 1839 г. Фрицше на заседании Петербургской Академии наук выступил с "Отчетом о гелио-графических опытах", в котором дал исчерпывающий анализ способа Тальбота по материалам, представленным Гамелем. Фрицше нашел калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов. "Ботаник может пользоваться ею с выгодой, когда речь идет о том, чтобы сделать точный рисунок с оригинальных экземпляров гербария",- сообщил он. Одновременно Фрицше предложил внести существенные изменения в этот способ,- он рекомендовал заменить во время проявления применявшийся Тальботом тиосульфат натрия (гипосульфит) аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение.
Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук представляет собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.

По материалам: Краткий справочник фотолюбителя. Составление и общая редакция Н. Д. Панфилова и А.А. Фомина. Москва "Искусство" 1986 г.

На главную | Из истории фотографии | Фотографы | Галерея | Статьи | Ссылки | Как связаться

Copyright © S.Malov (2003-2007)
E-mail:sergy.malov собака mail.ru

 

Сайт управляется системой uCoz